Акватория порта. Акватория порта Основные требования к элементам портов
Акватория порта
"...2. Акваторию порта составляет водное пространство в пределах внутренних водных путей, выделяемое в соответствии с законодательством Российской Федерации..."
Источник:
"Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 28.07.2012)
Источник:
"Санитарные для морских и речных портов СССР" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 02.06.1989 N 4962-89)
Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .
Смотреть что такое "Акватория порта" в других словарях:
Акватория Порта - водная поверхность порта с установленными границами, дающая возможность стоянки и маневрирования судов. А.п. считается местом реализации риска страхового случая. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
акватория порта - Водная поверхность порта в установленных границах, обеспечивающая в своей судоходной части маневрирование и стоянку судов. [ГОСТ 19185 73] [СО 34.21.308 2005] [ГОСТ 23867 79] Тематики гидротехникаэксплуатация речных портов EN harbour aquatorium… … Справочник технического переводчика
акватория порта - 3.10.30 акватория порта: Водная поверхность порта в установленных границах, обеспечивающая в своей судоходной части маневрирование и стоянку судов. Источник: СО 34.21.308 2005: Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения 3.2 акватория… …
АКВАТОРИЯ ПОРТА - водная поверхность порта в установленных границах, обеспечивающая в своей судоходной части маневрирование и стоянку судов. А.п. может быть местом реализации риска страхового случая … Большой экономический словарь
Акватория порта - Акваторию порта составляют отведенные порту водные пространства, в том числе внутренний и внешний рейды. Кодекс торгового мореплавания Союза ССР, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17.09.68 N 3095 VII, ст.67 … Словарь юридических понятий
акватория - акватория: По ГОСТ Р 22.0.09; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
акватория - и, ж. и аквато/рий, я, м., спец. Участок водной поверхности в установленных границах. Акватория порта. Акватория бухты. Мозаику племен, городов и микрогосударств в северо восточной части Черноморско Азовского акватория объединило и привело в… … Популярный словарь русского языка
Порт – это прибрежный пункт, имеющий удобные водныеподходы и связанный со стороны береговой территории с железнодорожным и автомобильным транспортом, оборудованный перегрузочными комплексами, складами, устройствами для обслуживания судов и пассажиров.
Основные функции порта:
1) перегрузочные работы – передача грузов с судов на другие виды транспорта или в обратном направлении;
2) обслуживание пассажиров – посадка-высадка пассажиров, продажа билетов, хранение багажа и другие виды обслуживания;
3) коммерческая и финансовая деятельность – привлечение грузов и пассажиров, заключение договоров на перевозку, расчеты за перевозку и др.;
4) комплексное обслуживание флота – снабжение судов, рейдово-маневровые работы, бытовое обслуживание экипажей и др.;
5) ремонт портовых объектов и техники;
6) перевозки в местном сообщении – перевозки нерудных строительных материалов, добываемых со дна рек, перевозки пассажиров на пригородных и внутригородских линиях.
В состав порта входят следующие основные элементы: акватория, территория, причальная линия.
1. Акватория – водная поверхность, отведенная порту вне границы судового хода и предназначенная для стоянки судов во время их грузовой обработки или посадки-высадки пассажиров. Она состоит из причалов, водных подходов и рейдов.
Рис. 2.1. Схема акватории порта:
1 – судовой ход; 2 – водные подходы; 3 – участки рейда;
4 – акватории причалов; 5 – причал
Причал – участок порта, обеспечивающий обработку одного расчетного судна.
Водные подходы – это участок водного пути, соединяющий транзитный судовой ход (фарватер) с акваторией причалов и рейдами, а также рейды с акваторией причалов. Подходы должны обеспечивать беспрепятственное и безопасное движение.
Рейд – часть акватории порта, предназначенная для стоянки судов, формирования и расформирования судовых составов и выполнения перегрузочных работ по варианту «судно-судно». Существуют отдельно рейды прибытия и отправления судов. Рейды специализируются по родам перевозимых грузов (сухогрузные, нефтеналивные, лесные и т. д.).
Акватория причала – часть водной поверхности, примыкающей к причалу, предназначенная для стоянки судов под грузовыми операциями, а также для маневров судов у причала.
2. Территория порта – прибрежный участок земли в установленных порту границах. На территории размещают портовые сооружения: склады, погрузочно-разгрузочные средства, транспортные коммуникации, здания и др. В состав территории порта входят три зоны, представленные на рис. 2.2.
В оперативно-производственной зоне I располагают фронтальные склады, железнодорожные пути и портальные краны для перегрузки грузов с судна или в обратном направлении. В зоне II – тыловые склады для перегрузки грузов с автомобильного и железнодорожного транспорта в склад или из фронтального склада в тыловой склад. К складам подведены железнодорожные и автомобильные пути. Каждая линия оборудована перегрузочными кранами (фронтальными и тыловыми).
Рис. 2.2. Зоны территории порта:
1– прикордонная (фронтальная) зона; 2 – тыловая зона;
3 – припортовая зона
Припортовая зона располагается вне ограждения. Здесь обычно размещают здание управления порта, площадку для стоянки автотранспорта и т. д.
3. Причальная линия – граница между территорией порта и акваторией. Причальную линию еще называют кордон (от франц. corde – веревка). Причальная линия – это совокупность всех причалов.
Имеются три формы расположения причальной линии относительно реки: фронтальная, бассейновая (ковшовая) и пирсовая.
Фронтальная форма характеризуется расположением причалов вдоль береговой линии.
Бассейновая (ковшовая)форма причальной линии отличается наличием специальных бассейнов, в которых расположены причалы. Число и конфигурация бассейнов зависят от общего числа причалов, их специализации и других факторов. В речных портах обычно создают один бассейн.
Для пирсовой формы причальной линии характерно расположение причалов по сторонам мола (пирса), вынесенного в сторону акватории порта. Пирсы, которые бывают широкими и узкими, обычно сооружают под прямым углом к береговой линии.
Классификация портов
1. По назначению порты подразделяются на
– грузовые;
– пассажирские;
– грузопассажирские.
Грузовые порты осуществляют передачу грузов со смежных видов транспорта на водный или в обратном направлении.
Грузовые порты в свою очередь подразделяются на
– универсальные – перегружают различные грузы, располагая причалами тарно-штучных грузов, лесоматериалов, руды, угля и т. д.;
– специализированные – предназначенные для перегрузки определенного груза, например угольные порты, нефтеналивные порты, лесные порты.
На речном транспорте наиболее распространены грузопассажирские порты.
2. По принадлежности порты подразделяются на
– порты общего пользования;
– необщего пользования.
3. По объему и характеру работы порты делятся на четыре категории.
4. По расположению относительно русла реки порты делятся на
– русловые;
– бассейновые (ковшовые);
– смешанные.
В данном разделе необходимо дать общую характеристику перевалочного узла: назначение и категория порта, особенности схем размещения портовых и ж.- д. устройств, их преимущества и недостатки и т. п. Выбрать и привести в пояснительной записке принципиальную схему перевалочного узла в соответствии с заданным типом порта и выбранным вариантом размещения ж.-д. устройств и сооружений. После расчета портовых и ж.-д. устройств необходимо выполнить детальную схему перевалочного узла с указанием отдельных причалов, их технического оснащения, размеров и типов складов, числа путей в парках и т. д.
В отличие элементов морских портов, работающих в режиме постоянного взаимодействия с волновыми нагрузками, акватории речных и водохранилищных портов находятся в более благоприятных условиях. Ветровые волны, возникающие на поверхности рек, как правило, не оказывают существенного влияния на судоходство и эксплуатацию портов. В связи с этим речные, а иногда и водохранилищные порты характеризуются прежде всего, отсутствием оградительных сооружений. В ряде случаев оградительные сооружения в речных портах создают для защиты от движущегося льда либо образования обособленных акваторий - затонов , предназначенных для зимнего отстоя и ремонта судов.
|
Рис.2.1. Основные элементы акватории морского порта: 1-подходной канал; 2-судоходная обстановка; 3-внешние оградительные сооружения; 4-акватория порта; 5-причальный фронт; 6-берего-укрепление; 7-территория порта; 8-перегрузочный рейд; 9-навигационный рейд
Тем не менее, состав акватории порта на внутренних водных путях оказывается, как правило, сложнее, чем у морского порта.
В составе водных подходов к речному или водохранилищному порту выделяют (помимо перечисленных в 2.2) следующие основные элементы (рис.2.2.).
Основной судовой ход - используемый в течение всего навигационного периода транзитный судовой ход, по которому осуществляется основной объем перевозок грузов и пассажиров преимущественно в крупнотоннажных судах и составах.
Дополнительный судовой ход - транзитный судовой ход, предназначенный для сокращения пути следования судов и составов, или для их защиты от волнового воздействия в сложных гидрологических условиях.
Местный судовой ход - судовой ход для связи с отдельными пунктами реки, а также пунктами, расположенными на ее притоках с основным судовым ходом.
Водный подход к причалу - судовой ход, соединяющий пассажирский или грузовой причал с местным либо транзитным судовым ходом.
|
Рис.2.2. Схемы судовых ходов и водных подходов к речным и водохранилищным портам: 1- основные; 2- местные; 3- водные подходы к причалам
Перевозка грузов на внутренних водных путях осуществляется как самоходными, так и несамоходными судами. Несамоходные суда (как правило, с разнородными грузами) формируются в составы и транспортируются при помощи буксиров. Для размещения прибывающих составов и сортировки судов по видам грузов в речных и водохранилищных портах предусматривают сортировочный рейд . В крупных портах может быть организовано несколько таких рейдов со специализацией по группам судов, а также выделены рейды для комплектования составов несамоходных судов, отправляемых из порта. В связи с этим в состав элементов речного или водохранилищного порта могут входить рейд прибытия и рейд отправления .
В портах, расположенных на стыке участков реки или ее притоков с различными проходными глубинами, часть судов обычно обрабатывают на перегрузочном рейде при помощи плавучих кранов. В некоторых случаях производят не полную разгрузку судна, а лишь частичную (распаузку), с целью уменьшения осадки и возможностью дальнейшего движения по мелководным участкам реки, либо подхода к медководному причалу.
Рис.2.4. Основные элементы водохранилищного порта: 1-акватория; 2-территория;
3-причальный фронт; 4-рейд отправления; 5-оградительные сооружения; 6- рейд отстоя во время шторма; 7-рейд прибытия
Следует отметить, что на внутренних водных путях весь состав вышеперечисленных элементов акватории порта используется только несамоходными судами. Самоходные грузовые, пассажирские и грузопассажирские суда подходят к причалам, минуя сортировочный, а в большинстве случаев и перегрузочный рейды.
3.4. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕРРИТОРИИ ПОРТА
Территория порта - примыкающий к причальному фронту участок прибрежной зоны на котором располагается портовое береговое хозяйство: перегрузочное оборудование, крытые склады и открытые складские площадки, здания, сооружения, подъездные пути, коммуникации и т.д.
В составе территории порта выделяют три основные части (рис.2.5): I - прикордонную (оперативно-производственную); II - тыловую; III- припортовую.
Прикордонная (оперативно-производственная) часть примыкает непосредственно к причальному фронту и включает территорию от линии кордона до тыловых оперативных складов. В прикордонной части порта размещается комплекс элементов, необходимых для обеспечения технологического процесса работы порта: перегрузочное оборудование, прикордонные железнодорожные пути, автомобильные проезды, прикордонные склады, осветительные мачты, токоприемники, и т.д. На пассажирских причалах в прикордонной части территории располагают морские или речные вокзалы.
|
Рис.2.5. Основные части территории руслового порта: I - прикордонная (оперативно-производственная); II - тыловая: 1)гараж; 2) склады долгосрочного хранения грузов; 3) мастерские; 4) материальный склад; 5) трансформаторная подстанция; III - припортовая: 6) управление порта; 7) пожарное депо; 8) столовая; 9) автостоянка
С учетом перспективы развития порта при проектировании предусматривают резервную территорию .
Тыловая часть территории порта предназначена для размещения производственных и служебно-вспомогательных элементов: складов длительного хранения грузов, складов материально-технического и производственного снабжения, мастерских, гаражей, контор грузовых районов, трансформаторных подстанций и т.д.
Припортовая часть территории включает здание управления порта, столовую, пожарное депо, автостоянки и т.д.
В пределах трех основных частей порта выделяют пять функциональных зон:
1) операционную;
2) производственную;
3) общепортовых объектов;
4) предпортовую;
5)пассажирских операций.
Первые три зоны являются режимными - с ограждением и пропускной системой. Предпортовая и зона пассажирских операций образуют нережимную часть территории. В крупных портах зону пассажирских операций разделяют на два участка: дальних и пригородных сообщений.
В речных портах, при значительных (свыше 6 м) сезонных колебаниях уровня территория может быть, расположена на одном горизонте (одноярусный порт) либо иметь две группы причалов на разных горизонтах (двухъярусный порт).
В состав сухопутных подходов к порту входит система железнодорожных путей, автодорог и трубопроводов. Наибольшую часть сухопутных подходов занимают железнодорожные устройства, в состав которых входят портовые и районные сортировочные станции и парки, погрузочно-разгрузочные и соединительные пути.
Кроме основных элементов, предназначенных для обеспечения погрузочно-разгрузочных и пассажирских операций, на территории порта располагаются и ряд вспомогательных служб и сооружений: бункеровочные и строительные базы, объекты комплексного обслуживания транспортных судов, судоремонтные предприятия.
3.5. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕМЕНТАМ ПОРТОВ
Независимо от расположения, назначения, размеров грузооборота и судооборота элементы портов должны соответствовать основным требованиям, обеспечивающим безаварийную, непрерывную и эффективную работу порта. В общем случае эти требования подразделяют на судоходные, эксплуатационные, строительные и экономические.
Судоходные (навигационные) требования вытекают из условий безопасности при подходе судов к порту (или отходе от него), а также маневрирования на акватории порта. В соответствии с судоходными требованиями элементы акватории порта должны обеспечивать:
· безопасность и удобство подхода к порту в неблагоприятных гидрометеорологических условиях;
· надежную защищенность акватории порта от волн, течений, наносов и льда;
· достаточные размеры акватории для полного гашения инерции судна, его маневрирования собственными средствами и подвода к причалам;
· достаточные проходные глубины на подходном канале, входном рейде и операционной акватории.
Эксплуатационные требования должны обеспечивать эффективную транспортно-производственную деятельность порта и включают:
· незатопляемость территории;
· соответствие основных размеров элементов порта расчетному и перспективному грузо- и судообороту;
· оптимальную защищенность оперативных бассейнов порта от волнения;
· обеспечение производства погрузочно-разгрузочных работ и пассажирских операций при неблагоприятных гидрометеорологических условиях;
· рациональное размещение порта по отношению к водным и сухопутным путям и его увязку с городом;
· рациональное зонирование и районирование территории порта с учетом экологических требований и санитарных норм;
· обеспечение кратчайшего пути движения груза через порт;
· обеспечение пожарной безопасности, условий охраны труда и сохранности грузов;
· выполнение операций комплексного обслуживания флота;
· благоприятные условия труда для работников порта и экипажей судов;
· возможность эффективного использования замерзающего порта в межнавигационный период.
Экономические требования предусматривают обеспечение высокой эффективности строительства и эксплуатации порта и предусматривают:
· применение наиболее экономичных конструкций и методов строительства;
· максимальное использование местных строительных материалов;
· организацию работы замерзающих портов в межнавигационный период (например отгрузка и накопление массовых грузов после закрытия навигации, сдача крытых складов в аренду и т.п.);
· применение прогрессивных технологических схем и эффективной перегрузочной техники.
Строительные требования предусматривают:
· выбор рациональных и экономичных типов сооружений;
· обеспечение необходимой устойчивости и надежности;
· обеспечение высокоэффективной организации и технологии строительных работ;
· возможность дальнейшего развития и реконструкции порта.
Контрольные вопросы по теме
При разработке проекта портовой акватории определяют навигационную глубину, необходимую для безопасности передвижения расчетного типа судна с заданной скоростью при самых неблагоприятных расчетных условиях, по формуле:
Где - осадка расчетного типа судна в грузу, м;
Минимальный навигационный запас (обеспечивающий безопасность и управляемость судна при движении), м;
Волновой запас (на погружение оконечности судна при волнении), м;
Скоростной запас (на изменение посадки судна на ходу по сравнению с посадкой судна на стоянке при спокойной воде), м;
Запас глубины на крен и дифферент судна вследствие неправильной его загрузки, перемещения груза, а также при циркуляции судна, м.
В качестве расчетного принимают судно, имеющее наибольшую осадку из всех принимаемых в расчет судов.
Минимальный навигационный запас определяют в зависимости от осадки судна и характеристики грунта:
Илистый грунт - =0,04*;
Наносный грунт (песок заиленный, ракушка, гравий) -=0,05* ;
Слежавшийся грунт (плотный песок, глина) - =0,06*;
Скальный грунт - =-0,07*.
Волновой запас определяется по формуле:
Где h- расчетная высота волны, м.
Расчетная высота волны определяется по формуле:
Где - угловая скорость ветра, м/с.
Величина скоростного запаса определяется по табл.9. скорость судна задается самостоятельно.
Таблица 9 - Скоростной запас
Запас на крен и дифферент судна определяется в зависимости от типа судна по табл.10.
Таблица 10 - Запас на крен судна
Кроме навигационной рассчитывается проектная глубина акватории порта по формуле:
Где - запас на заносимость, м.
Запас на заносимость и засорение внутренней акватории порта следует принимать в зависимости от ожидаемой интенсивности отложения наносов в период между ремонтными дноуглубительными работами (с учетом засорения акватории сыпучими грузами), но не менее величины, обеспечивающей производительную работу землеснаряда, принимаемой равной 0,4, но и не более 1,2 м.
Полученную проектную глубину акватории порта необходимо округлить до стандартной в большую сторону. Согласно Нормам технологического проектирования морских портов стандартными являются глубины, м: 5,0; 6,5; 7,25; 8,25; 9,75; 11,5; 13,0; 15,0.
Определение площади акватории порта
Площадь акватории порта состоит из суммы площадей маневрового рейда, операционной части акватории и рейдовых стоянок. Рассчитывается по судну с наибольшими габаритами.
Входной рейд
Входной рейд должен иметь размеры и очертания в плане, которые дают возможность при сильном ветре осуществлять любые маневры, требующиеся при входе или выходе из порта:
Возможность гашения инерции входящего судна;
Возможность разворота судна собственными средствами на требуемый угол по дуге циркуляции;
Возможность отдачи якоря и временной аварийной стоянки.
Указанные требования соблюдаются при условии: если на площади входного рейда может быть вписана окружность диаметром, равным не менее D=3,5*. Минимальное расстояние прямолинейного участка по оси входа в конкретных случаях может быть увеличено до 4,5* с учетом маневренных характеристик расчетных типов судов, а также гидрометеорологических условий (ледовый режим, течения, ветер) проектируемого порта.
Площадь входного рейда определяется площадью круга, диаметр которого равен 3,5 длинам судна:
Где d - диаметр круга, равен d=3,5*.
Границы площади, предназначенной для маневрирования, должны быть расположены на расстоянии не менее 2* (- ширина судна) от оградительный и других сооружений. Эта площадь не должна накладываться на другие площади, выделенные для отстоя судов и производства рейдовых операций, а также на операционную акваторию.
Операционная часть акватории
Под операционной частью акватории понимают вводное пространство, примыкающее к причальным фронтам, в том числе:
Водное пространство между пирсами;
Водную поверхность врезанных в территорию бассейнов;
Участки акватории, примыкающие к фронтально расположенным причалам и отдельно стоящим пирсам.
При фронтальном расположении причалов ширина операционной части акватории зависит от числа причалов. Если количество причалов более двух, то ширина определяется по формуле
Где - ширина буксира, м;
Ширина баржи-лихтера, м;
Ширина плавучего перегружателя, м;
Просвет между стоящими и движущимися судами, м;
Просвет между движущимися судами, м.
В расчетах принимается
Площадь операционной части акватории рассчитывается по формуле
Где - длина операционной части акватории.
Длина операционной части акватории равна длине причального фронта.