Войти в личный кабинет. Открыт второй фронт 6 июня 1944 событие

Войти в личный кабинет. Открыт второй фронт 6 июня 1944 событие

Освобождение континентальной Европы было не только делом чести для союзной коалиции, но и русские все время требовали, чтобы это было сделано. Было секретом Полишинеля, что высадка должна была происходить на побережье Франции, но ее время, место и способ держались в строгой тайне.

Злосчастный рейд на Дьеп (19 августа 1942 года десантники, в основном канадцы, были разгромлены немцами, потеряв 4350 человек (в основном пленными), 1 эсминец, 33 средства высадки десанта, 106 самолетов и 33 танка. Немцы потеряли 46 самолетов и 600 человек убитыми. – Ред.) и более мелкие последующие рейды стимулировали немцев на улучшение своей обороны, а также преподали союзникам много поучительных для них уроков и дали им массу важной информации. Немцы ожидали, что высадка произойдет скорее через Па-де-Кале (однако Гитлер со своим знаменитым чутьем угадал, что высадка будет в Нормандии. – Ред.), потому что здесь было кратчайшее расстояние по морю до материка и было меньше всего трудных участков местности. Но из-за возможной высадки союзников во многих местах германские войска были рассредоточены по побережью, и их обороне не хватало глубины. Тем не менее «Атлантический вал» был внушительным – с орудиями всех калибров на оборудованных огневых позициях. Кое-где толщина железобетона дотов достигала 3 м.

К этому надо добавить районы затопления, противотанковые рвы, минные поля, препятствия для высадки, колючую проволоку береговых заграждений, мины над и под поверхностью воды, максимально были использованы естественные препятствия, такие как скалы. Были наготове миниатюрные «Голиафы» или «Жуки» с дистанционным управлением. В некоторых районах, которые были вероятными участками высадки воздушного десанта, немцы приготовили для парашютистов поля с острыми кольями вперемежку с колючей проволокой (под названием «спаржа Роммеля»).


ВЫСАДКА СОЮЗНИКОВ В НОРМАНДИИ


У немцев на западе было около 60 (38. – Ред.) дивизий, но они были разбросаны. (Против СССР на советско-германском фронте действовали 179 дивизий и 5 бригад немцев, причем наиболее боеспособных. – Ред.) В Нормандии в обороне побережья использовались лишь некоторые из этих войск. Дивизии, с которыми столкнулось вторжение союзников, были второго класса, за исключением одной. Это была 352-я дивизия, оборонявшая участок побережья, который на оперативных картах союзников значился как «Омаха» (участок высадки 1-й американской армии. – Ред.). 716-я дивизия была западнее реки Орн, 91, 709, 77 и 243-я дивизии располагались на полуострове Котантен. 21-я танковая дивизия в готовности для контратаки находилась к юго-востоку от Кана. 12-я танковая дивизия и учебная танковая дивизия, входившие в состав I танкового корпуса СС, который был развернут у Сены восточнее Парижа, могли быть задействованы только по прямому распоряжению из Берлина. Вдоль побережья Па-де-Кале находились 17 немецких дивизий, включая несколько танковых дивизий, но они так же не могли двинуться с места без разрешения вышестоящего начальства.

Из радиоперехвата разговоров между джипами военной полиции в Англии немцы знали, какие части были в Англии и где они располагались. Неожиданное прекращение таких переговоров означало период тревоги, который вовремя был отмечен германской разведкой, однако должного внимания своевременному оповещению при угрозе вторжения уделено не было.

Для того чтобы после высадки удержать плацдарм, на материке требовались бы огромные и продолжительные усилия, и американцам было существенно важно как можно скорее захватить здесь порт – чтобы можно было задействовать надежный канал снабжения из Соединенных Штатов. Портом, заранее выбранным для этого, стал Шербур. Иметь хороший порт было крайне необходимо, потому что снабжение растянувшихся войск быстро стало бы неадекватным, если бы велось через неприспособленное побережье.

Командиры ВВС союзников полагали, что во вторжении не было необходимости. Они даже отказывались принимать в нем участие, и Верховному главнокомандующему пришлось пригрозить им увольнением. От авиации союзников требовалось взять под контроль прибрежные территории и акваторию, скоординированно поддерживая намеченное вторжение. Командирам ВВС казалось, что Германию можно победить одними только бомбардировками. Продолжая воздушные бомбардировки Германии, в начале 1944 года они приступили к бомбардировкам грузов, перевозимых по железной дороге Франции, усилив их с наступлением мая. ВВС также вывели из строя многие немецкие радиолокационные станции, намеренно оставив десять из них в рабочем состоянии. Работа этих станций должна была быть нарушена перед самым вторжением – с помощью самолетов, кораблей, аэростатов заграждения и полосами сброшенной с самолетов фольги.

Подразделения военно-воздушных и военно-морских сил три недели устанавливали мины в Ла-Манше до начала вторжения, чтобы защитить фланги караванов судов десанта. Двенадцать флотилий минных тральщиков были выделены для того, чтобы быть уверенными в том, что путь для караванов свободен. Но это были лишь некоторые из проведенных приготовлений. Широта и масштаб планов были грандиозными.

При осуществлении передвижения войск в Англии они были разбиты на атакующие силы, силы, следующие за атакующими, силы предварительного наращивания (все они начинали высадку в день «Д») плюс войска обычного усиления и центры пополнения, предполагавшие использовать возвращающиеся суда для погрузки новых войск. Боевая техника была помечена хорошо распознаваемыми кодовыми цветами и номерами. Войска в Англии поэтапно выдвигались из своих районов базирования и боевой подготовки в районы сосредоточения, далее строились и продвигались в места погрузки. Американские войска отправлялись из западных портов Англии, а британские войска – из восточных и южных портов британского побережья. Предметы снабжения войск должны были быть подготовлены в сборных искусственных гаванях или плавающих доках, называвшихся «шелковицами», под защитой молов, называвшихся «крыжовниками». Британская искусственная гавань должна была находиться (после успеха десанта) у Арроманша, а американская гавань – у Сен-Лорана. Для того чтобы перетащить эти гигантские конструкции через Ла-Манш, потребовалось сто буксиров. Кроме того, через Ла-Манш должен был быть проложен трубопровод под названием «Плутон» – для перекачивания топлива. Даже к концу первого дня вторжения планом уже предполагалось наличие на берегу 1500 танков, 5 тыс. других гусеничных машин, 3 тыс. орудий и 10 500 колесных машин.

В помощь силам вторжения должно было быть поднято французское подполье – для совершения диверсий на линиях проводной связи, – чтобы нарушить коммуникации немцев. План для высадки наступающих войск частично был продиктован количеством имевшихся в наличии десантных средств, а оно было ограничено из-за потребности в них на других театрах военных действий. Флот выделил 4200 десантных судов, 1200 торговых судов и 700 военно-морских кораблей. Всего во флоте насчитывалось 9 тыс. судов, включая транспортные, корабли-ракетоносцы (что-то вроде «катюш» на кораблях. – Ред.), десантные суда, минные тральщики, корабли управления, суда установки буев и др., большинство из которых везли аэростаты заграждения для защиты от вражеских самолетов. Было также 1658 самолетов для высадки воздушного десанта, 867 специальных планеров (для тех же целей), 2 тыс. тяжелых бомбардировщиков и 11 тыс. средних бомбардировщиков и истребителей. Все это и еще множество другой техники нужно было организовать таким образом, чтобы каждое соединение соответствовало своему месту в боевом порядке.

Принятым планом предполагалось, что силы США наступают по обе стороны залива Гран-Вё (у Карантана), захватывают Шербур и соединяются в Сен-Ло с британцами. Британцы и канадцы должны были наступать восточнее войск США, на Виллер-Бокаж, Сен-Ло и Кан. На пути американцев было несколько топких районов, а британцев (в т. ч. канадцев) ждали много небольших немецких опорных пунктов в деревнях, а далее лесистая местность с полянами, лесополосами на полях, насыпями и канавами, малопригодная для маневра бронетехники.

Побережье, на котором осуществлялась высадка, было поделено с запада на восток следующим образом.



Фланги должны были быть защищены за счет высадки двух воздушно-десантных дивизий на полуострове Котантен и одной воздушно-десантной дивизии к востоку от места высадки. Границы британской сферы ответственности на побережье обозначались двумя мини-подлодками, тянувшими буи.

82-я и 101-я воздушно-десантные дивизии США должны были высадиться юго-восточнее и западнее Сент-Мер-Эглиз двумя эшелонами, чтобы обезопасить рубеж по реке Дув. Первый эшелон большей частью состоял из отрядов парашютистов (с несколькими планерами), а второй включал в себя планеры на буксире у самолетов. Во втором эшелоне имелось несколько полубронированных джипов. В каждой дивизии был также эшелон морского десанта с танками, бульдозерами, грузовиками и тяжелым вооружением. Задача воздушно-десантных дивизий состояла в том, чтобы блокировать немецкие резервы, которые будут пытаться усилить части береговой обороны, и атаковать позиции немцев на побережье с тыла.

6-я британская воздушно-десантная дивизия, частично составленная из парашютных войск и частично из отрядов планеров, должна была высадиться севернее и восточнее Кана. Как и у воздушно-десантных сил США, у британцев был второй воздушно-десантный эшелон и эшелон морского десанта, но только у них были десантируемые танки и специальные десантные бронированные ремонтно-эвакуационные машины для использования их при столкновении в ходе операции высадки с чрезвычайными ситуациями.

Значительные силы должны были оставаться в течение трех недель в Англии, чтобы ввести в заблуждение немцев – это оставляло открытой угрозу еще одной высадки в проливе Па-де-Кале, что будет заставлять держать там свои войска. Затем эти силы союзников должны были высадиться для усиления удара в окончательном прорыве в глубь Франции с берегового плацдарма. Для того чтобы сделать этот обман еще более достоверным, войска, остававшиеся в Англии, каждый день вслед за вторжением грузились на корабли, которые отчаливали в сумерках, а с наступлением темноты возвращались в порты и разгружались.

Базовая тактика высадки у американцев и британцев отличалась. Американцы планировали направлять вперед эшелон танков-амфибий DD, опережавших на пять минут следовавшую за ними пехоту, с еще одним эшелоном в час «Ч», а еще через минуту высаживать первый эшелон атакующей пехоты. За ними в час «Ч» плюс три минуты поочередно следовали армейские и флотские боевые пловцы и саперы для подрыва береговых препятствий и укреплений. Затем, начиная с часа «Ч» плюс тридцать минут и каждые семь минут после этого, высаживался еще один эшелон пехоты и войск поддержки.

Танки DD назывались так потому, что были оборудованы двойными гребными винтами, отсюда и название Duplex Drive (двойной двигатель. – Ред.). Танки были обтянуты складным надувным брезентовым понтоном, скрепленным резиновыми трубками. Это приспособление делало из «Шермана» танк-амфибию; брезентовый понтон по достижении берега мог быстро «сдуваться», то есть воздух выходил из трубок, а брезентовый чехол сбрасывался, чтобы можно было задействовать вооружение.

По плану на побережье должны были быть 400 танков всех типов уже через три минуты после первоначальной высадки в час «Ч» плюс три минуты, 1500 – к вечеру в день «Д» и 4200 через 15 дней после дня «Д». Все машины, за исключением танков DD, могли преодолевать водные преграды до 1,8 м глубиной.

Британцы планировали использовать гораздо больше бронетехники по отношению к пехоте (в процентном отношении), чем американцы на начальном этапе наступления. Американцы собирались использовать танки DD, следовавшие стандарту танков «Шерман», и танки-истребители танков М-10 и М-36 (оба на шасси «Шермана», последний с 90-мм пушкой), которые высаживались с десантных кораблей в дополнение к бульдозерным танкам и невооруженным бульдозерам. Британцы в дополнение к использованию танков DD (в качестве головных в наступлении) планировали в большой степени задействовать специализированную бронетехнику 79-й танковой дивизии. Это было соединение из 1500 гусеничных машин, аналогов которой в армии США не было. Американцам предлагалась специальная бронетехника этой дивизии, но они скептически отнеслись к ее полезности.

В число этой специализированной бронетехники входили «Крабы», или танки-тральщики, с бойковым тралом для подрыва мин, инженерные танки AVRES, т. е. десантно-высадочные средства – «Черчилли» с устройствами выбрасывания фугасных зарядов, бульдозерные танки, «ковчеги» («Черчилли» с мостовым оборудованием); AVRES c взрывчаткой несли с собой выносные стрелы (либо же их держали в руках члены экипажа), «Черчилли» с плуговыми минными тралами Bullshorn для выкапывания мин из мягкой земли или глинозема побережья, 20-мм и 40-мм противотанковые пушки на шасси танка «Крузейдер» и «Кентавр», «Крокодилы» (огнеметные танки «Черчилль»), «Катушки» («Черчилли» с бобинами или катушками из мягкой стали или брезента – для прокладки пути на топях), «Черчилли», несущие чеспейлские фашины, память о Первой мировой войне, и, наконец, стандартные «Кромвели» и «Черчилли». Таким образом, в наличии были приспособления для перекидывания мостиков через молы и бетонные стены, противоминные устройства, средства для заполнения воронок или прохода по мягкой почве, а также для разрушения береговых преград. Противоминные танковые катки также были наготове, но позднее они были брошены, потому что жертвы среди членов экипажей танков с бойковым тралом требовали их замены подготовленным личным составом.

Обе армии использовали спасательные бронемашины, но только британцы привезли с собой специальные десантные бронированные ремонтно-эвакуационные машины BARV (Beach Armored Recover Vehicles) на базе американского танка «Шерман» для решения проблем спасения машин в десантной операции. У «Шерманов» были сняты башни и добавлена сверхконструкция со шпигатами.

Вскоре после полуночи 6 июня 1944 года парашютисты– сигнальщики были сброшены впереди первых эшелонов воздушно-десантных войск, чтобы отметить особыми знаками границы районов высадки парашютных и других десантов. Вовсе не по своей вине сигнальщикам не удалось выполнить своих задач в зоне высадки войск США. Полеты десантных самолетов были скоординированы с полетами своих бомбардировщиков и истребителей. Поскольку использовалось много десантных самолетов и планеров, это было чрезвычайно важно, учитывая пересыщение воздушного пространства. Американские самолеты пролетали над морем западнее полуострова Котантен, затем резко сворачивали на восток к месту высадки и, сбросив людей, планеры и грузы, направлялись на юг, чтобы набрать высоту, а после этого – обратно на север уже к востоку от полуострова. Британцы пролетали южнее Кана, двигались по кругу к востоку и, сбросив своих парашютистов, возвращались. Большая часть войск на планерах была отправлена уже после наступления дня. Много боевой техники было потеряно, и многие планеры разбились, особенно те, которые приземлялись ночью. Американский десант разбросало по большой территории. После первоначального десантирования началось десантирование второго эшелона.

Пятьдесят специальных отрядов пятой колонны также были высажены с воздуха, и по тревоге было поднято французское подполье. Команды подводников-взрывников или боевых пловцов были использованы впервые, но они не начинали действовать до часа «Ч» плюс три минуты. Эти операции были недостаточно хорошо скоординированы, потому что до вторжения к ним был проявлен не большой интерес. В результате потери среди боевых пловцов были высокими, а при их совместных с войсками действиях высадившуюся пехоту приходилось предостерегать от действий в местах подрывных операций боевых пловцов.

Примерно в то же самое время, когда производилось десантирование с воздуха, британское бомбардировочное командование приступило к бомбардировкам района вторжения и позади него. Эту задачу продолжили выполнять ВВС армии США после рассвета, но сплошная облачность у «Омахи» требовала бомбометания по приборам. Средние бомбардировщики летали ниже, но часть бомб не была сброшена, другие были сброшены в море, а некоторые на три мили в глубь территории. Это происходило из-за того, что ВВС изменили план, который предполагал бомбардировку параллельно побережью. Вместо этого самолеты бомбили в направлении высадки с моря. В результате от такого бомбометания по площадям в качестве поддержки высадки оказалось мало пользы. В глубине французской территории тяжелые бомбардировщики разбомбили мосты через Сену (к востоку от места высадки) и через Луару (южнее места высадки), вынуждая подкрепления немцев следовать в обход. Это при том, что у немцев отсутствовали местные командиры (командующий 7-й армией, оборонявшей этот район, был на учениях в Бретани, командовавший войсками на побережье Ла-Манша Роммель за день до вторжения уехал в Германию, на день рождения жены в город Ульм, а с утра 6 июня собирался с визитом к Гитлеру – поскольку знал, что море будет бурным. – Ред.), а командующий войсками на Западном фронте Рундштедт должен был получать одобрение из Берлина на любое передвижение войск. Все это делало возможным создание плацдарма, но какое-то время это было связано с большим риском.

Из-за неудачи с парашютистами-сигнальщиками 101-я воздушно-десантная дивизия США высадилась в обширном районе 25 х 40 км вместо запланированного ограниченного района к северо-западу от Сент-Мер-Эглиз. Один полк 82-й воздушно-десантной дивизии попал достаточно близко к запланированному месту, но другие части дивизии оказались разбросанными, и все они потеряли большое количество боевой техники. Однако в этом недоразумении было одно преимущество. Оно стало причиной общего замешательства немцев, особенно когда к этому добавилась выброска сотен парашютистов-кукол с прикрепленными к ним фейерверками. И к тому же высадки воздушного десанта США происходили в районе дислокации только одной немецкой дивизии, которая не была предупреждена, что вторжение было неминуемым. Одной из причин широкого разброса американского десанта было то, что во втором эшелоне планеров было слишком много неопытных пилотов. Интенсивный огонь зениток заставлял их, как и пилотов самолетов-буксировщиков, избирать тактику уклонения и сбиваться с курса.

6-я британская воздушно-десантная дивизия была десантирована в гораздо более компактном районе, чтобы взять реку Орн. Эта дивизия была единственной, использовавшей танки. Ее танки были легкими Mk VII «Тетрарх» (вес 7,62 т. Экипаж 3 человека. Вооружение – 40-мм пушка и пулемет. Толщина брони: 16 мм лоб, 14 мм борт, 4-16 мм башня, скорость до 64 км/ч), восемь из этих танков несли на себе планеры «Гамилькар», летевшие во втором эшелоне. Двигатели танков были запущены в то время, когда они еще перевозились по воздуху. Один танк провалился, проломив нос планера, над Ла-Маншем. Остальные высадились на сушу. Один планер приземлился носом в землю и загорелся, но водителю танка удалось прорваться сквозь огонь и выбраться живым. Большинство из приземлившихся танков были обездвижены, когда они ехали через поля, освобождаясь от парашютов, а те запутывались в зубчатых передачах и гусеницах. Еще восемь «Тетрархов» были доставлены с эшелоном морского десанта и использовались в качестве врытых или мобильных опорных пунктов. Позднее «Тетрархи» были заменены двенадцатью «Кромвелями», доставленными морем.

Новостные сообщения о том, что при вторжении использовались десантированные по воздуху танки США М-22, не соответствовали действительности, хотя их и предоставили британцам ранее для этой цели. Однако вооружение «Тетрархов» лучше подходило в качестве противотанкового, чем вооружение М-22.

В то время как проводилась высадка воздушного десанта, флот доставлял к побережью силы морского десанта. Первоначально вторжение было запланировано на 1 июня, отложено до 5 июня и опять отложено на один день. Флот повернул назад, снова собрался утром 5 июня и поплыл опять. Впереди шли минные тральщики, убиравшие мины и отмечавшие десять проходов морского пути. В лунную ночь флот плыл незамеченным под огромным воздушным «зонтом» прикрытия. При вторжении были задействованы 170 эскадрилий истребителей, а 10 эскадрилий постоянно поддерживались для полетов над побережьем.

Ветер был силой 15–20 узлов (1 узел = 1,87 км/ч), а высота волн от 1,5 до 2,1 м. Это ставило в очень трудную ситуацию мелкие суда, а у тысяч солдат началась морская болезнь. На участке побережья «Юта» ветер несколько уменьшился, а волны стали менее высокими. Десантные катера LCVP, на каждом из которых находилось по тридцать солдат, везли войска, а танкодесантные корабли LCT с бронетехникой находились в море, на расстоянии около 20 км от более крупных судов. Обстрел берега из морских орудий начался в 5.21 – с 6 (семи. – Ред.) линкоров, 2 мониторов, 22 (24. – Ред.) крейсеров и 93 эсминцев (74. – Ред.). В 5.35 открыли огонь немецкие береговые батареи, а в 5.50 корабельные орудия переключились на огонь дымовыми снарядами, вслед за чем последовала бомбардировка будущего плацдарма 9 тыс. самолетов, большинство бомб которых, как уже упоминалось, было потрачено впустую. Эсминцы обеспечивали непосредственную поддержку десанта огнем, и, когда подошел передовой эшелон, корабли c ракетным вооружением, на которых находились двести 5-дюймовых (127-мм) реактивных минометов, обеспечили еще более действенную непосредственную огневую поддержку. Самоходные артиллерийские установки поддерживали десантников кинжальным огнем, еще находясь на своих десантных кораблях.

Фактическая высадка на участках побережья «Юта» и «Омаха» (американская 1-я армия) началась в 6.30, а между 7.30 и 8.00 – на участках побережья «Голд», «Джуно» и «Суорд» (2-я британская армия). На часть побережья британской ответственности высадка была отложена на более позднее время из-за колебаний приливов и отливов.

На побережье участка «Юта» 4-я дивизия была организована в колонну полков по два батальона по фронту (фронт в 2000 м). Она должна была занять побережье и двигаться на запад для соединения с 82-й воздушно-десантной дивизией. Каждый десантный корабль доставлял штурмовую команду из тридцати человек на расстояние около 100 м от берега, а оставшийся отрезок мелководья солдаты преодолевали вброд. Танки DD должны были быть спущены за 6,5 км от берега, но были доставлены до расстояния в 3 с небольшим километра, потому что береговая линия в некоторой степени защищала от ветра. Две роты 70-го танкового батальона с танками DD были спущены на воду левее, но, вместо того чтобы прибыть впереди пехоты в час «Ч» минус пять минут, большая часть уцелевших машин прибыла с опозданием в пятнадцать минут, хотя некоторые танки и высадились с первым эшелоном пехоты и помогли пехотинцам преодолеть около 500 м открытого пространства на побережье. Четыре танка, которые не доплыли до берега, подорвались по пути на подводном минном поле.

У Варревиля справа были высажены две роты танков DD 743-го танкового батальона, восемь из них прибыли вовремя, остальные – с первым эшелоном. Топкие участки берега не остановили танки, которые двигались в глубь суши по гатям и т. п. 32 танка М4А1 «Шерман» из двух оставшихся рот двух танковых батальонов были доставлены на берег вскоре после высадки первого эшелона.

Необходимо было продолжать двигаться в глубь страны, чтобы освободить место последующим эшелонам. На участке берега «Юта» это не составляло большого труда. Хотя высадка была произведена в 1,5 км южнее намеченного места (из-за подводного течения, а также дыма и пыли, застилавших береговые знаки), у десанта не возникло особых трудностей с наступлением через топкие участки, и он не понес больших потерь.

По-иному дело обстояло на участке высадки «Омаха». Там оборона немцев была внушительной. Предварительный орудийный огонь союзников оказался не слишком эффективным, хотя часть немецких мин была подорвана. Однако после часа «Ч» артиллерия обеспечила хорошую поддержку в подавлении огня немцев и в срыве немецких контратак. 2-й батальон рейнджеров высадился у Пон-д"Уи. Ударные группы 1-й и 29-й дивизий наносили удар по отлогим песчаным и каменистым берегам между Вервиллем и Порт-ан-Бессеном, а в их высадке помехой стали волны, а затем высокие отвесные береговые утесы. Две роты танков DD 741-го танкового батальона, которые должны были высадиться впереди пехоты в час «Ч» минус пять минут, были спущены безответственным командиром танкодесантного корабля LCT в открытом море, почти в 6 км от берега. В считаные минуты двадцать семь из тридцати двух танков утонули, и только два достигли берега. Три других танка не смогли выбраться из своего LCT из-за того, что заклинило аппарель, и их доставили на берег так, как это надо было сделать с другими. На берегу у танков возникли трудности со сцеплением гусениц на зыбкой поверхности.

Тридцати двум танкам М4А1 741-го батальона, которые также должны были высадиться перед 29-й пехотной дивизией, помешала высокая волна, и они были доставлены к берегу вместе с М4А1 с бульдозерным оборудованием, принадлежавшим третьей роте. Два из шестнадцати танков-бульдозеров утонули вместе со своим LCT.

За первым эшелоном последовали боевые пловцы и саперы, затем следующие эшелоны пехоты и бронетехники. DUKW, или грузовики-амфибии, доставлявшие артиллерию, затонули, и войска лишились запланированной артиллерийской поддержки. Поскольку войска были прижаты к земле смертоносным огнем немцев, они не продвигались в глубь территории, и последующая волна десанта вызвала полный хаос.

На участке берега «Омаха» были и другие проблемы. Снос течением в восточном направлении не был настолько значительным, как это было у берега «Юта», но здесь он имел более серьезные последствия. Груз у каждого отдельного солдата был слишком большим, и многие солдаты, шедшие к берегу вброд, утонули, так же как многие раненые на берегу во время прилива. Неудавшаяся попытка уничтожения береговой обороны предварительной бомбардировкой замедлила наступление первого эшелона – при том, что все больше войск скапливалось за молом по мере того, как последующие эшелоны прибывали на берег. К тому же воронок, которые, как ожидали, возникнут в результате ковровой бомбардировки, на пути не оказалось. Многие офицеры погибли, и управление войсками было потеряно. LCT кружили вблизи берега, понимая, что график сорван, и были не уверены, стоит ли пытаться производить дальнейшую высадку десанта. Немцы пытались использовать свои «Голиафы» для подрыва десантных кораблей, подплывавших к берегу. Им это не очень удавалось, но другое оружие немцев нанесло союзникам большие потери. К 9.30 ситуация стала критической. Тем не менее мало– помалу в течение дня как-то сами собой появились командиры и были образованы небольшие боевые группы, которые начали просачиваться в глубь страны.

На британских участках высадки «Голд», «Джуно» и «Суорд» дела шли немного лучше. Как и при всех высадках десанта, бронетехника должна была идти впереди, но вместо танков DD планировалось идти впереди с отрядами специальной бронетехники. Они должны были пробить бреши в обороне, позволявшие прорваться пехоте и другой бронетехнике. Однако бурное море заставило внести некоторые изменения.

Ле-Амель на берегу «Голд» входил в зону ответственности десантно-диверсионных частей коммандос морской пехоты. Одной из таких частей была группа танковой поддержки. Эта часть была вооружена восемьюдесятью танками «Кентавр», оснащенными 95-мм гаубицами, и двадцатью танками «Шерман». «Кентавры» были закреплены стропами на LCT в море, а «Шерманы» высадились на берег в качестве передовых артиллерийских наблюдателей, чтобы корректировать огонь из «Кентавров». Позднее были высажены и «Кентавры», которые использовались для оказания огневой поддержки в нескольких километрах в глубине территории, когда наступала пехота.

50-я дивизия высаживалась слева от коммандос. Впереди шли специальные танковые отряды. Один десантный корабль был подбит, а передовой AVRE затонул, перекрыв путь другим, пока не наступил отлив. Один сделанный проход был заблокирован взорванным танком «Краб», а другие были перекрыты взорванными AVRE. В некоторых случаях «Крабы» были на берегу единственными танками с пушками. Несколько AVRE использовались в наступлении или для заполнения воронок, или для того, чтобы убрать с пути некоторые мешавшие машины. Через несколько часов после первых высадок десанта полк из тридцати шести танков DD 8-й танковой бригады был высажен сухим с приставших к берегу LCT (потому что волны не позволяли сразу спустить танки на воду). Одиннадцать танков были потеряны на берегу, большей частью из– за мин.

Бурное море замедлило также высадку бронетехники, идущей вслед. У Ла-Ривьер танком-мостоукладчиком был наведен один мост, который был использован танками DD при продвижении в глубь территории. Здесь огнем немцев были уничтожены десять танков DD.

На участке берега «Джуно» 3-я пехотная канадская дивизия, которая должна была высадиться в 7.55, достигла берега на тридцать пять минут позднее. Течением наступающие эшелоны отнесло восточнее намеченных участков высадки. Танки DD 2-й канадской танковой дивизии были спущены в воду в 800 м от берега. Два танка были потеряны по пути. Десять других прибыли вовремя, чтобы оказаться впереди войск, и прикрывали их десантирование. Двенадцать танков DD 8-й канадской танковой дивизии опоздали. Они были спущены в воду в 800 м от берега, и четыре танка были потеряны. Еще одна группа танков DD опоздала на час и высадилась сухой, потеряв три танка уже на берегу. У Сен-Обена, на восточном краю зоны канадской ответственности, наглухо закрытый танк, пытаясь добраться до укрытия, переезжал раненых и убитых. Капитан британских коммандос пытался привлечь внимание экипажа. Когда это ему не удалось, он в ярости подорвал гусеницу танка ручной гранатой. Но в целом десантирование канадцев прошло довольно успешно. К 01.00 ночи у Ла-Ривьер был совершен прорыв, и канадский танковый полк продвинулся почти до Кана, но был отозван.

На береговом участке «Суорд» немцами упорно удерживался Уистреам, но в конце концов он с помощью танков AVRES был взят, после чего произошло соединение с 6-й британской воздушно-десантной дивизией. Танки DD не были спущены на воду, потому что было решено, что волны слишком высоки, и их высадили на берег непосредственно из десантных кораблей вместе с пехотой. «Крабы» первоначально использовались для создания свободных от мин проходов для наступления пехоты. На некоторых берегах с мягким грунтом эту же задачу выполняли плуговые минные тралы Bullshorn, и именно в этих местах были задействованы мосто– укладчики и «катушки», но покрытие, сделанное последними, быстро приходило в негодность в ходе движения по нему техники. Танки AVRES и танки-бульдозеры использовались для того, чтобы выравнивать поверхность территории и взрывать молы.

41-е десантно-диверсионное подразделение коммандос морской пехоты сформировало связующее звено с береговым участком «Джуно». За 3-й британской дивизией, поддерживаемой 27-й танковой бригадой с танками DD, следовали восемь команд «катушек», танков-мостоукладчиков и других танков. Многие «Крабы» были подбиты, или у них минами были разорваны гусеницы. Одна часть из тридцати четырех танков DD была спущена на воду в 5 км от берега, и два танка затонули при раскрытии носовой части танкодесантного корабля, прикрывающей аппарель (из-за неудачной позиции корабля по отношению к волнам). Многие бы еще затонули, если бы не несколько выстрелов с британского корабля с ракетным вооружением, что обратило на себя внимание и заставило LCT спешно изменить курс. Пять танков DD подорвались на минах, когда достигли берега. Один пехотный батальон должен был быть доставлен в глубь территории на этих танках, но, поскольку танки опоздали, пехота продвигалась без них, а танки примкнули к ней позднее.

К наступлению темноты на участке «Юта» войска продвинулись в глубь суши и по побережью на север, соединяясь с 101-й воздушно-десантной дивизией западнее Сент-Мари– дю-Мор, но соединение пока что не произошло с подразделениями этой дивизии севернее Карантана и с несколькими группами 82-й воздушно-десантной дивизии в районе Сент– Мер-Эглиз. На участке высадки «Омаха» небольшие группы прорвались в несколько районов между Сен-Лораном и Коллевилем и южнее Вервилля. На береговом участке «Голд» был взят Байё. На участках высадки «Суорд» и «Джуно» войска союзников проникли в глубь территории на 5 км.

21-я немецкая танковая дивизия с полуночи занимала оба берега реки Орн за пределами Кана, но никаких приказов не получила. Командир по своей собственной инициативе направил в 6.30 вперед танковую группу, а затем через несколько часов получил приказ атаковать. Дивизия пошла в атаку в 15.00. Одиннадцать ее танков были подбиты огнем британцев, но остальные достигли побережья. Когда они подошли, начали высадку планеры второго эшелона 6-й британской воздушно-десантной дивизии, что привело немцев в замешательство. Они отступили на некоторое расстояние и окопались, оставаясь на месте несколько недель. (Автор, мягко говоря, лукавит. Немцы сражались как могли, но, выйдя к берегу, попали под огонь 381-мм орудий линкоров и вынуждены были отойти, непрерывно отражая наступление врага с берега и подвергаясь постоянным налетам авиации с моря, с тыла. О действиях 21-й германской танковой дивизии в Нормандии см., например, мемуары Ханса Люка «На острие танкового клина», с. 273–323. – Ред.)

Потери США составили 33 326 человек, и лишь 197 из них погибли на береговом участке «Юта». Канадцы потеряли 18 514 человек, а потери британцев составили 15 595 человек. Были выведены из строя 12 из 50 «Крабов» и 22 из 120 AVRES. (Согласно C. Ryan. The Longest Day Iuneb, 1944, New York, 1959, p. 303, потери американцев в первый день операции составили 6603 человека, в т. ч. 1465 убитыми и 3184 ранеными; у англичан и канадцев – около 4 тыс. человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. – Ред.) Потери в другой бронетехнике у британцев не превысили пятидесяти единиц. США потеряли не более 75 танков. Потери немцев неизвестны, кроме того, что 21-я германская танковая дивизия лишилась 11 танков. (Неизвестные автору потери немцев, прежде всего от ударов авиации и артобстрелов, были тяжелыми. – Ред.)

Создается впечатление, что более значительные потери, которые понесли американцы, были вызваны их относительной неудачей в использовании бронетехники в большом количестве, а также игнорированием тех возможностей, которые открывала перед ними специальная бронетехника, которую им выделили британцы из своей 79-й танковой дивизии. Довольно трудно понять позицию американцев на этот счет. Отчасти это, вероятно, вызвано излишней самоуверенностью. Отчасти это, может быть, связано с нежеланием американцев принять совет британцев, несмотря на то что он основывался на опыте Дьепа и других рейдов на позиции немецкой береговой обороны за последние годы. Но, несмотря на эти технические различия, в планировании операций у союзников выявилось не так уж много недочетов, и, конечно, они смогли использовать элемент неожиданности.

Единое командование союзной коалиции проявило себя в этом первом большом испытании совсем неплохо. Единственным крупным провалом стало одностороннее решение армейских ВВС, изменивших план бомбардировки, что снизило ее результаты и привело к ненужным жертвам в войсках, высаживавшихся на побережье.

С другой стороны, главная слабость немцев проявилась в области единого командования и в интерпретации разведданных. Командующий германскими силами в Нормандии (Роммель) отсутствовал, когда началось вторжение сил союзной коалиции. Это, безусловно, сыграло свою роль, как и то, что Гитлер лично контролировал силы, которые можно было использовать для контратаки, и помешал принятию мер, которые сделали бы для союзников задачу создания и удерживания берегового плацдарма гораздо более трудной. (Общие потери союзников в людях с 6 июня по 24 июля составили около 122 тыс., в т. ч. 73 тыс. американцев и 49 тыс. англичан и канадцев. Немцы потеряли около 113 тыс. человек. – Ред. )

6 июня 1944 гoдa нaчaлaсь дoлгoжданная выcaдкa вoйcк aнтигитлeрoвской кoaлиции нa сeвeрном пoбeрeжье Франции, пoлyчившая oбщee нaзвaниe «Сюзерен» («Оверлорд» (от англ. overlord «повелитель, владыка»)). Oпeрaция гoтoвилacь дoлгo и тщaтeльнo, eй пpeдшecтвoвaли тpyдныe пeрeгoвoры в Тeгeрaнe. Нa Бpитaнcкиe ocтpoвa были дocтaвлeны миллиoны тoнн вoeнных гpyзов. Нa тaйнoм фpoнтe пpoвoдилaсь дeзинфoрмaция Aбвeрa paзвeдcлyжбaми Бpитaнии и США oтнoсительнo pайoна дecaнтиpoвaния и мнoгиe дpугиe мepоприятия, oбecпечившие уcпeшное нacтуплeние. В paзные вpeмeнa кaк у нac, тaк и зa pyбeжoм мaсштaбы этoй вoйcкoвой oпeрaции, в зaвиcимоcти oт пoлитичecкой кoнъюнктyры, тo пpeyвеличивались, тo пpeyменьшались. Нacтало вpeмя дaть oбъeктивную oценку и eй, и ee пocлeдствиям нa зaпaдноевропейском тeатрe Второй мировой войны.

фото: Войска союзников после высадки. Прибытие подкреплений на плацдарм.


Как известно из кинофильмов, советские солдаты, участники войны 1941-1945 годов называли «вторым фронтом» американскую тушенку, сгущенку, яичный порошок и другие продукты питания, поступавшие в СССР из США по программе «Ленд-лиз». Это словосочетание произносилось с несколько иронической интонацией, выражающей мало скрываемое презрение к «союзничкам». В него вкладывался такой смысл: пока мы здесь кровь проливаем, они медлят с началом войны против Гитлера. Отсиживаются, в общем, выжидают, чтобы вступить в войну в тот момент, когда и русские, и немцы ослабнут и истощат свои ресурсы. Вот тогда и придут американцы с англичанами делить лавры победителей. Открытие Второго фронта в Европе все откладывалось, главную тяжесть боевых действий продолжала нести Красная Армия.

В каком-то смысле все обстояло именно так. Более того, упрекать Ф. Д. Рузвельта в том, что он не спешил посылать американскую армию в бой, а выжидал для этого наиболее удачного момента, было бы несправедливо. В конце концов, как президент США, он был обязан думать о благе своей страны и действовать в ее интересах. Что касается Великобритании, то без американской помощи ее вооруженные силы технически были не в состоянии осуществить массированное вторжение на материк. С 1939 по 1941 год эта страна в одиночку вела войну с Гитлером, ей удалось выстоять, но о наступлении речи даже не шло. Так что и Черчилля упрекнуть особенно не в чем. В каком-то смысле Второй фронт существовал все военное время и до дня «Д» (дня высадки), он сковывал значительные силы люфтваффе и кригсмарине. Большая часть (примерно три четверти) германского морского и воздушного флота была занята в операции против Британии.

Тем не менее, не умаляя заслуг союзников, наши участники Великой Отечественной войны всегда справедливо считали, что именно они внесли решающий вклад в дело общей победы над врагом.


фото: Генерал-фельдмаршал Роммель инспектирует подразделения 21-й танковой дивизии, которые дислоцировались в районах высадки союзных войск. 30 мая 1944 года
Снисходительно-презрительное отношение к союзнической помощи культивировалось советским руководством все послевоенные десятилетия. Главным аргументом служили соотношения советских и германских потерь на Восточном фронте с аналогичными цифрами погибших американцев, британцев, канадцев и тех же немцев, но уже на Западе. Девять из десяти убитых солдат вермахта сложили головы в боях именно с Красной Армией. Под Москвой, на Волге, в районе Харькова, в горах Кавказа, на тысячах безымянных высоток, у безвестных деревенек был переломлен хребет военной машине, легко одолевшей почти все европейские армии и покорявшей страны за считанные недели, а порой и дни.

Может быть, Второй фронт в Европе вообще был не нужен и можно было обойтись без него? К лету 1944 года исход войны в целом был предрешен. Немцы несли чудовищные потери, людских и материальных ресурсов не хватало катастрофически, в том время как советское военное производство достигло невиданных в мировой истории оборотов. Бесконечное «выравнивание фронта» (так геббельсовская пропаганда объясняла постоянное отступление) было по своей сути бегством. Тем не менее, И. В. Сталин настойчиво напоминал союзникам об их обещании ударить по Германии с другой стороны. В 1943 году американские войска высадились в Италии, но этого было явно недостаточно.


фото: Войска союзников высаживаются на побережье Салерно под артиллерийским обстрелом. Сентябрь1943г.
Названия военных операций выбираются так, чтобы вложить в одно-два слова всю стратегическую суть предстоящей акции. При этом враг, даже узнав его, не должен догадаться о главных элементах плана. Направление главного удара, привлекаемые технические средства, сроки и тому подобные детали для противника обязательно остаются тайной. Предстоящая высадка на северном европейском побережье получила название «Оверлорд». Операция была разбита на несколько этапов, имеющих также собственные кодовые обозначения. Начиналась она в день «Д» с «Нептуна», а завершалась «Коброй», предполагающей продвижение в глубь материка.

У германского генерального штаба не было никаких сомнений в том, что состоится открытие Второго фронта. 1944 год – крайняя дата, когда это событие могло состояться, причем, зная основные американские технические приемы, трудно было предположить, что союзники СССР начнут наступление в неблагоприятные осенние или зимние месяцы. Весной вторжение также считалось маловероятным из-за неустойчивости погодных условий. Итак, лето. Разведданные, предоставленные Абвером, подтверждали массированную транспортировку технических средств. Бомбардировщики Б-17 и Б-24 в разобранном виде доставлялись на острова судами «Либерти», как и танки «Шерман», а в дополнение к этим наступательным вооружениям из-за океана прибывали и другие грузы: продовольствие, медикаменты, горюче-смазочные материалы, амуниция, транспортные морские средства и многое другое. Скрыть столь масштабное перемещение военной техники и личного состава практически невозможно. Вопросов у немецкого командования было только два: «Когда?» и «Где?».


фото: Высадка британской специальной бронетехники на пляж «Голд»
Ла-Манш – самое узкое место водного пространства между британским «мэйнлендом» и Европой. Именно здесь немецкие генералы начали бы высадку, если бы решились на нее. Это логично и соответствует всем правилам военной науки. Но именно поэтому генерал Эйзенхауэр полностью исключил Английский канал, планируя «Оверлорд». Операция должна была стать полной неожиданностью для германского командования, иначе существовал немалый риск военного фиаско. Оборонять побережье в любом случае намного легче, чем штурмовать его.

Укрепления «Атлантического вала» создавались заблаговременно на протяжении всех предыдущих военных лет, работы начались сразу после оккупации северной части Франции и велись с привлечением населения захваченных стран. Особую интенсивность они приобрели после того, как Гитлер осознал, что неизбежно открытие Второго фронта. 1944 ознаменовался прибытием на предполагаемое место высадки войск союзников генерал-фельдмаршала Роммеля, которого фюрер уважительно величал то «пустынным лисом», то своим «африканским львом». Этот военный специалист много энергии потратил на совершенствование фортификаций, которые, как показало время, почти не пригодились. В этом большая заслуга американский и английский спецслужб и других солдат «невидимого фронта» союзных войск.


фото: Верховный Главнокомандующий союзными войсками в Европе генерал Эйзенхауэр ведёт беседу с десантниками роты «Е»
Успех любой военной операции в большей степени зависит от фактора внезапности и своевременно созданной войсковой концентрации, чем от соотношения сил противоборствующих сторон. Второй фронт следовало открывать на том участке побережья, где вторжение ожидалось менее всего. Возможности вермахта во Франции были ограничены. Большая часть германских вооруженных сил вела боевые действия против Красной Армии, пытаясь сдержать ее наступление.

Война перенеслась с территории СССР на пространства Восточной Европы, под угрозой находилась система снабжения нефтью из Румынии, а без бензина вся боевая техника превращалась в груду бесполезного металла. Ситуация напоминала шахматный цунцванг, когда практически любой ход вел к непоправимым последствиям, а тем более неправильный. Ошибиться было нельзя, но немецкий штаб все же сделал неправильные выводы. Этому способствовали многие действия союзнической разведки, в числе которых - и спланированная «утечка» дезинформации, и различные меры по введению в заблуждение агентов Абвера и воздушной разведки. Были даже изготовлены макеты транспортных судов, размещенные в портах, далеких от мест реальной загрузки.


фото: Немецкие противодесантные сооружения на северном побережье Франции
Ни одна битва за всю историю человечества не прошла по плану, всегда возникали неожиданные обстоятельства, препятствующие этому. «Оверлорд» - операция, планировавшаяся долго и тщательно, неоднократно откладывавшаяся по разным причинам, которая также не составила исключения. Однако две главные составляющие, определившие ее общий успех, все же удалось сохранить: место высадки противнику оставалось неизвестным до самого дня «Д», а соотношение сил сложилось в пользу наступавших.

В десантировании и последовавших боевых действиях на континенте приняли участи 1 миллион 600 тысяч солдат союзных войск. Против 6 тыс. 700 немецких орудий англо-американские части могли применить 15 тыс. своих. Танков они имели 6 тысяч, а немцы только 2000. Ста шестидесяти самолетам «Люфтваффе» было крайне трудно перехватить почти одиннадцать тысяч воздушных судов союзников, в числе которых, справедливости ради следует отметить, большую часть составляли транспортные «Дугласы» (но немало было и «Летающих крепостей», и «Либерейторов», и «Мустангов», и «Спитфайров»). Армаде из 112 кораблей могли противостоять только пять немецких крейсеров и эсминцев. Количественное преимущество было только у германских подводных лодок, но к тому времени средства борьбы с ними у американцев достигли высокого уровня.


фото: Высадка войск первого эшелона. Сектор «Омаха», 6 июня 1944
Пользоваться французскими географическими понятиями американские военные не стали, они показались труднопроизносимыми. Как и названия военных операций, были закодированы участки побережья, названные пляжами. Их выделили четыре: Голд, Омаха, Джуно и Суорд. На их песке полегло немало солдат союзных войск, хотя командование сделало все, чтобы минимизировать потери. 6 июля восемнадцать тысяч десантников-парашютистов (две дивизии ВДВ) были высажены с самолетов ДС-3 и посредством планеров. Такого масштаба не знали предыдущие войны, как и вся Вторая мировая.

Открытие Второго фронта сопровождалось мощнейшей артиллерийской подготовкой и авиационной бомбардировкой оборонительных сооружений, инфраструктуры и мест дислокации немецких войск. Действия парашютистов в некоторых случаях оказались не очень успешными, при десантировании произошло распыление сил, но это уже большого значения не имело. К берегу шли суда, их прикрывала корабельная артиллерия, к исходу дня на берегу уже находились 156 тысяч солдат и 20 тыс. военных машин разного типа. Захваченный плацдарм имел размеры 70 на 15 километров (в среднем). По состоянию на 10 июня на эту полосу уже были выгружены свыше 100 тыс. тонн военных грузов, а концентрация войск дошла почти до трети миллиона человек. Несмотря на огромные потери (за первые сутки они составили около десяти тысяч), уже через три дня Второй фронт был открыт. Это стало очевидным и непреложным фактом.


фото: Американские солдаты, высадившиеся на пляже Омаха, продвигаются вглубь континента
Для того чтобы продолжать освобождение оккупированных нацистами территорий, требовались не только солдаты и техника. Война пожирает ежедневно сотни тонн топлива, боеприпасов, продовольствия и медикаментов. Она отдает воюющим странам сотни и тысячи раненых, которых нужно лечить. Экспедиционный корпус, лишенный снабжения, обречен.

После того как Второй фронт был открыт, стало очевидным преимущество развитой американской экономики. Союзные войска не испытывали проблем со своевременной поставкой всего необходимого, но для этого требовались порты. Они были захвачены очень быстро, первым стал французский Шербур, его заняли 27 июня.

Оправившись от первого внезапного удара, немцы, однако, не спешили признавать поражения. Уже в середине месяца они впервые применили ФАУ-1 – прообраз крылатых ракет. При всей скудости возможностей рейха у Гитлера нашлись ресурсы для массового производства баллистических ФАУ-2. Обстрелу подверглись Лондон (1100 ракетных ударов), а также расположенные на материке и использовавшиеся союзниками для снабжения войск порты Антверпен и Льеж (почти 1700 ФАУ двух типов). Тем временем нормандский плацдарм расширился (до 100 км) и углубился (до 40 км). На нем были развернуты 23 авиабазы, способные принимать все типы воздушных судов. Количество личного состава увеличилось до 875 тысяч. Создавались условия для развития наступления уже в сторону границы Германии, для чего и открывался Второй фронт. Дата общей победы приближалась.


фото: Британские войска во французской деревне, 6 июня 1944.
Англо-американская авиация осуществляла массированные налеты на территорию фашистской Германии, сбрасывая на города, заводы, железнодорожные узлы и другие объекты десятки тысяч тонн бомбовой нагрузки. Противостоять этой лавине во Второй половине 1944 года пилоты Люфтваффе уже не могли. За весь период освобождения Франции вермахт понес полумиллионные потери, а союзные войска – только 40 тысяч убитыми (плюс более 160 тыс. раненых). Танковые войска нацистов насчитывали только сотню боеспособных танков (у американцев и англичан – 2 тысячи). На каждый немецкий самолет приходилось 25 союзнических. И резервов больше не было. Двухсоттысячная группировка нацистов оказалась заблокированной на западе Франции. В условиях подавляющего превосходства армии вторжения немецкие части зачастую вывешивали белый флаг еще до начала артподготовки. Но нередкими были случаи и упорного сопротивления, в результате которого уничтожались десятки, даже сотни танков союзников.

18-25 июля английский (8-й) и канадский (2-й) корпуса натолкнулись на хорошо укрепленные немецкие позиции, их атака захлебнулась, что побудило маршала Монтгомери в дальнейшем утверждать, что удар был ложным и отвлекающим.

Досадным попутным следствием высокой огневой мощи американских войск стали потери от так называемого «дружественного огня», когда войска страдали от своих же снарядов и бомб.

В декабре вермахт предпринял серьезное контрнаступление в Арденнском выступе, которое увенчалось частичным успехом, но стратегически уже мало что могло решить.

Результат операции и войны
После того как началась Вторая мировая война, страны-участницы время от времени менялись. Одни прекращали вооруженные действия, другие начинали их. Некоторые принимали сторону своих бывших врагов (как Румыния, например), третьи просто капитулировали. Были даже государства, формально поддерживавшие Гитлера, но так и не выступившие против СССР (как Болгария или Турция). Неизменно оставались противниками главные участники войны 1941-1945 годов, Советский Союз, нацистская Германия и Британия (они воевали даже дольше, с 1939-го). Франция тоже попала в число победителей, хотя фельдмаршал Кейтель, подписывая капитуляцию, не удержался от иронического замечания по этому поводу... «А что, французам мы тоже проиграли?».

Нет сомнений в том, что нормандская высадка союзных войск и последующие действия армий США, Британии, Франции и других стран способствовали разгрому нацизма и уничтожению преступного политического режима, не скрывавшего своей антигуманной сущности. Однако сравнивать эти, безусловно, заслуживающие уважения усилия с битвами Восточного фронта очень тяжело. Именно против СССР гитлеризм вел тотальную войну, целью которого было полное уничтожение населения, что тоже декларировалось официальными документами Третьего рейха. Тем большего уважения и светлой памяти заслуживают наши участники Великой Отечественной войны, выполнившие свой долг в куда более тяжелых условиях, чем их англо-американские собратья по оружию.

Вторая мировая война Колли Руперт

Высадка в Нормандии: «День Д»

Высадка в Нормандии: «День Д»

Гитлер давно предвидел, что союзники попытаются высадиться где-нибудь на западе Европы, и соответственно построил оборонительную линию протяженностью 2500 километров от Нидерландов до границы с Испанией. Получившая название «Атлантический вал», эта линия возводилась в течение двух лет рабским трудом военнопленных. Когда строительство было завершено, линию укомплектовали солдатами, уволенными в запас по возрасту или из-за ранений. Гитлер предсказал, что союзники высадятся в Кале, поскольку именно этот город ближе всего к Англии.

Двумя годами раньше, 19 августа 1942 г., союзники нанесли удар по оккупированной немцами Франции, высадив десант в порту Дьепп. Десант закончился катастрофой: немцы без труда отразили удар. Однако урок не прошел даром: впредь следовало избегать хорошо укрепленных портовых городов. И в июне 1944 г. было принято решение высадиться на безлюдные пляжи.

В предполагаемом вторжении в Европу Монтгомери предстояло командовать британскими войсками, Паттону – американскими, а общее командование осуществлял Эйзенхауэр. Выбор был сделан в пользу стокилометровой полосы нормандских пляжей, несмотря на то что расстояние до Англии здесь было значительно больше. Проблема отсутствия портовых сооружений была решена за счет постройки двух огромных искусственных причалов, которые предстояло отбуксировать через Ла-Манш и затопить на месте у берега. Был проложен первый в мире подводный нефтепровод длиной 110 километров, от острова Уайт до Шербура. По этому нефтепроводу на север Франции перекачивалось по 1 000 000 галлонов нефти в день. Французское и бельгийское Сопротивление было извещено о предстоящей операции и получило надлежащие указания. Накануне «Дня Д» в эфире Би-би-си прозвучало стихотворение «Осенняя песня» (Chanson d’automne) французского поэта XIX в. Поля Верлена, что стало условным сигналом, сообщившим Сопротивлению о том, что вторжение начнется на следующий день.

Продолжавшиеся несколько месяцев приготовления к высадке и армада судов, собранная у берегов Англии, не могли остаться незамеченными немецкой разведкой, поэтому союзники предприняли титанические усилия, чтобы ввести немцев в заблуждение: муляжи танков, призванные обмануть авиационную разведку, ложные радиопереговоры, ложные штабы и даже актер, изображающий Монтгомери, направленный в Северную Африку. Обман удался: на пляжах Нормандии осталось гораздо меньше солдат, поскольку Гитлер распылил свои силы по всему северо-западному побережью Европы. Англичане под руководством изобретательного Перси Хобарта придумали множество средств, призванных помочь танкам, спущенным в море в нескольких километрах от берега, плыть по воде. Прозванные «лодками Хобарта», разные танки имели разное назначение: они должны были «выплывать» на берег, делать проходы в минных заграждениях или раскатывать полотнища брезента, образуя дорожки на рыхлом песке.

Операция «Оверлорд» началась 6 июня 1944 г., в назначенный день. В тылу немецких позиций высадились планеры и парашютисты (а также куклы с парашютами), освободившие первый клочок оккупированной территории – мост Пегас. Затем армада из 7000 судов (в том числе 1299 боевых кораблей) пересекла Ла-Манш, переправив почти 300 000 человек. Американцы нацелились на пляжи, получившие названия Юта и Омаха, а англичане – Золото, Юнона и Меч. Самое ожесточенное сопротивление союзники встретили на Омахе: солдаты, прыгая в воду с десантных кораблей, которым не удалось подойти к мелководью, тонули под тяжестью снаряжения, другие гибли, попав под шквальный огонь немцев, но, в конце концов, после боя, продолжавшегося несколько часов, исключительно за счет подавляющего численного перевеса, плацдарм на берегу был захвачен. Немцам не хватало самолетов, поскольку основная часть авиации была задействована на Восточном фронте, а то немногое, чем они располагали, вскоре было нейтрализовано союзниками, получившими господство в воздухе.

Гитлер, узнав о высадке, решил, что это отвлекающий удар, и прошло целых три дня, прежде чем он отправил подкрепление. Роммель, снова вступивший в командование немецкими войсками, отлучился на один день в Берлин, чтобы отпраздновать день рождения жены. Вернувшись в Нормандию, он тотчас же организовал контрнаступление, однако его войска, лишенные прикрытия с воздуха и неравные по силе противнику, вынуждены были отступить под натиском союзников. Немцам также очень мешала деятельность партизан в тылу. В отместку они применяли жестокие карательные меры, уничтожая целые деревни и убивая жителей. 27 июня был освобожден сильно разрушенный порт Шербур, что облегчило союзникам задачу переброски во Францию живой силы и военного снаряжения. К началу июля они переправили на континент свыше 1 000 000 человек.

20 июля 1944 г. на Гитлера в его ставке «Волчье логово» в Восточной Пруссии было совершено покушение, так называемый Июльский бомбовый заговор, подготовленный немецкими офицерами, желавшими приблизить конец войны. Гитлер, хоть и контуженный, отделался ушибами и царапинами, а все причастные к заговору были вскоре схвачены и казнены. Роммель, не участвовавший в заговоре лично, высказывался в его поддержку. Как только это стало известно, ему предоставили выбор: самоубийство и сохраненная честь или унижение нацистского суда с заранее предопределенным приговором и отправка всех его близких родственников в концентрационный лагерь. Роммель выбрал первое, и 14 октября в присутствии двух генералов, присланных Гитлером, отравился. Как и было обещано, его похоронили с воинскими почестями, а семье была назначена пенсия.

Из книги Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету автора Эзотерика Автор неизвестен --

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Юханов день - День Иоанна Крестителя Меню:1-й вариант- Нежная селедка слабого посола с зеленым луком и отварным картофелем со сметаной- Копченая ветчина и пирожки с луком, ассорти из сырых овощей и зелени. Хороший, свежий хлеб, масло и сыр- Клубника со взбитыми

Из книги Россия в войне 1941-1945 автора Верт Александр

Глава V. Политические события весны 1944 г. СССР и высадка союзников в Нормандии К середине мая 1944 г. на советско-германском фронте наступил период относительного затишья. Теперь фронт (за исключением огромного белорусского выступа в центре, где немцы все еще вклинивались

Из книги История Второй мировой войны автора Типпельскирх Курт фон

Из книги Дивизия СС «Рейх». История Второй танковой дивизии войск СС. 1939-1945 гг. автора Акунов Вольфганг Викторович

Высадка в Нормандии "Военное дело просто и вполне доступно здравому смыслу человека. Но воевать сложно". Карл фон Клаузевиц В период высадки в Нормандии дивизия Дас Рейх располагалась в 724 километрах от театра военных действий. Германским войскам, сражавшимся с

Из книги Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины автора Елисеева Ольга Игоревна

Глава вторая День императрицы - день двора Ритм жизни государя и его вкусы накладывали глубокий отпечаток на весь быт двора. А вслед за ним - столичного общества, которому, в свою очередь, подражали обитатели провинции. Не всякий монарх был столь требователен, как

Из книги Война на море (1939-1945) автора Нимиц Честер

Высадка в Нормандии Первыми в Нормандской операции были высажены три воздушно-десантные дивизии, сброшенные на парашютах около 01,30 утра 6 июня. 6-я английская воздушно-десантная дивизия высадилась между Каном и Кабуром с целью захвата мостов через реку Орн и Канский

Из книги Хроника воздушной войны: Стратегия и тактика. 1939–1945 автора Алябьев Александр Николаевич

Глаза 11 Высадка в Нормандии. «Фау» бьют по Лондону Июль - декабрьВторник, 4 июля 1944 г.Верховное командование вермахта сообщает:«Прошедшей ночью тяжелые немецкие бомбардировщики атаковали скопление вражеских кораблей перед нормандским побережьем. Два судна,

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ОПЕРАЦИЯ «ОВЕРЛОРД». ВЫСАДКА СОЮЗНОГО ДЕСАНТА В НОРМАНДИИ И ОТКРЫТИЕ ВТОРОГО ФРОНТА Высадка союзного десанта в НормандииО высадке британского экспедиционного корпуса во Франции уже в 1942 г. Черчилль говорил в палате общин еще 14 июля 1940 г., через 40 дней после

Из книги История Второй мировой войны. Блицкриг автора Типпельскирх Курт фон

3. Высадка в Нормандии Ранним утром 4 июня Эйзенхауэр должен был решить, предпримет ли он высадку утром следующего дня – первого из трех намеченных для этой цели дней. Все зависело от погоды. Сводка была весьма неблагоприятной: ожидалась низкая облачность, сильный ветер и

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги Наша Прибалтика. Освобождение прибалтийских республик СССР автора Мощанский Илья Борисович

День «Д» Высадка в Нормандии (6 июня - 31 июля 1944 года) Это была крупнейшая из десантных операций, спланированная и осуществленная государствами Антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. Войска США, Великобритании и Канады при участии французских, польских,

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1944, 6 июня Начало операции «Оверлорд», высадка союзников в Нормандии Союзники (американцы, англичане, канадцы, а также французы и поляки) довольно долго готовились к этой беспримерной десантной операции, в которой участвовало более 3 млн человек. Был учтен опыт

Из книги День «Д». 6 июня 1944 г. автора Амброз Стивен Эдвард

Из книги Большое шоу. Вторая мировая глазами французского летчика автора Клостерман Пьер

Высадка десанта в Нормандии Подошел великий момент – 4 мая. Наше авиазвено оставило Детлинг, чтобы переехать на новую базу в Форде, около Брайтона.Перевод самолета происходил в очень плохую погоду, и нашему патрулю, состоящему из 8 самолетов, под руководством Кена Чарнея,

Из книги Швеция под ударом. Из истории современной скандинавской мифологии автора Григорьев Борис Николаевич

Форрест Поуг начал записывать устные рассказы ветеранов дня «Д» еще 6 июня 1944 г. Он служил в звании сержанта (и с ученой степенью доктора исторических наук) в Отделе истории армии США под началом С. Л. А. Маршалла. Генерал Джордж С. Маршалл поручил группе сбор документальных свидетельств от военнослужащих всех рангов для подготовки официальной истории участия Соединенных Штатов во Второй мировой войне. В результате вышло многотомное издание «Армия США во Второй мировой войне», получившее широкую известность во многих странах благодаря точности и глубине исторического повествования (известна также как «Зеленая книга», по цвету переплета). В 1954 г. доктор Поуг выпустил сборник в серии «Европейский театр военных действий (ЕТО)» под названием «Верховное командование», основанный на документах верховной ставки Союзнических экспедиционных сил и интервью с Эйзенхауэром, Монтгомери и другими ключевыми фигурами Нормандской операции. «Верховное командование» до настоящего времени остается крупнейшим и авторитетным источником информации.

В день «Д» Поуг находился на десантно-танковом корабле, переоборудованном в судовой госпиталь, обеспечивавший высадку на участке побережья «Омаха». Сержант беседовал с ранеными, расспрашивая их о том, что они испытали в утренние часы 6 июня. Он стал первым собирателем устных воспоминаний ветеранов и впоследствии одним из основателей Ассоциации устной истории.

С того момента, когда я начал редактировать военные мемуары Эйзенхауэра, доктор Поуг был для меня наставником, образцом исследователя и творческого вдохновения. Он и его книги заняли важное место в моей жизни (особенно классическая четырехтомная биография генерала Джорджа С. Маршалла). В течение трех десятилетий доктор Поуг не жалел на меня своего времени, делился со мной своими мудрыми замечаниями и наблюдениями. Я учился у него и на научных конференциях, и во время личных встреч, телефонных разговоров, почтовой переписки. Его опыт оказал мне неоценимую услугу в восьми поездках по Нормандии и другим местам европейских сражений.

Сотни молодых и не столь молодых историков Второй мировой войны и американской внешней политики обязаны доктору Поугу. Он воспитал целое поколение военных документалистов. Доктор Поуг щедро раздавая свои богатые знания. На конференциях его всегда окружали начинающие историки и выпускники университетов, жаждавшие услышать советы великого учителя. Мы благодарны доктору Поугу за то, что он оставил неизгладимый след в нашей жизни, помог нам стать профессионалами. Он был и остается первым и самым лучшим историком дня «Д». Я горжусь тем, что доктор Поуг разрешил посвятить ему эту книгу.

Мой интерес ко дню «Д», зарожденный доктором Поугом, еще больше усилился в 1959 г. после прочтения исследования Корнелиуса Райана «Самый долгий день». Я считал ее тогда и считаю до сих пор наиболее полным и превосходным описанием битвы. Хотя у меня имеются определенные разногласия с автором в трактовке того, что произошло 6 июня 1944 г., было бы непростительной ошибкой не выразить свою признательность Райану за проделанную им великолепную работу.

Данная книга основана на устных и письменных повествованиях участников дня «Д», собранных Центром Эйзенхауэра в Новом Орлеане за последние одиннадцать лет. В Центре хранятся более 1380 свидетельств. Это самая обширная, полученная из первых рук подборка мемуаров об одном сражении Второй мировой войны. Хотя недостаток места не позволил мне процитировать каждое устное или письменное воспоминание, все они оказали влияние на мое восприятие событий. Всем ветеранам от меня огромная и искренняя благодарность.

Расселл Миллер из Лондона провел многочисленные интервью с британскими участниками дня «Д». Студенты, работающие при Центре Эйзенхауэра, расшифровали некоторые записи, которые Миллер благосклонно разрешил мне использовать в своей книге. Имперский военный музей в Лондоне также предоставил мне кассеты с интервью, организованными его сотрудниками, Андре Хайнц в течение многих лет опрашивал жителей деревень на побережье Кальвадос: записи хранятся в Кане в Музее битвы в Нормандии. Хайнц любезно разрешил использовать их в моей книге. Военный институт армии США в Карлайл-Барраксе, штат Пенсильвания, позволил мне воспользоваться обширными документальными фондами и беседами с ветеранами, записанными Форрестом Поугом, Кеном Хеклером и другими исследователями.

Фил Джатрас, американский парашютист, обосновавшийся после войны в Сент-Мер-Эглизе, сейчас является там директором Парашютного музея. Он предоставил Центру Эйзенхауэра и разрешил процитировать в моей книге свои интервью с американскими ветеранами и жителями Сент-Мер-Эглиза.

Капитан Рон Дрез был командиром стрелковой роты американской морской пехоты в 1968 г. в Кесане, теперь он - заместитель директора Центра Эйзенхауэра. Более десяти лет он записывал групповые и индивидуальные интервью с ветеранами на их встречах в Новом Орлеане и в других городах Соединенных Штатов. Благодаря своему боевому опыту бывший морской пехотинец легко находил общий язык с участниками дня «Д» и узнавал от них такие детали, которые обычно остаются невысказанными. Его вклад в книгу неоценим.

Доктор Гюнтер Бишоф по происхождению австриец. Его отец служил в вермахте и попал в плен к американцам, оказавшись затем в США. Сейчас он также заместитель директора Центра Эйзенхауэра. Бишоф подготовил и продолжает записывать редкие интервью с немецкими ветеранами. Нам повезло, что в Центре трудятся такие исследователи, как Бишоф и Дрез.

Мисс Кати Джонс - главная движущая сила в Центре Эйзенхауэра. Без нее мы как без рук. Она ведет переписку, содержит в полном порядке архивы и библиотеку, назначает деловые встречи, устраивает наши ежегодные конференции, направляет работу студентов по расшифровке магнитофонных кассет, находит ветеранов и организует с ними интервью, успокаивает недовольных и вообще действует как наш начальник штаба. Мы поражаемся ее беззаветной преданности делу и умению одновременно решать сотни неотложных вопросов. При этом она никогда не раздражается и не теряет чувство юмора. Дуайт Эйзенхауэр однажды назвал Битла Смита «превосходным начальником штаба». То же самое мы говорим о Кати Джонс.

Мы восхищаемся трудоспособностью миссис Каролин Смит, секретаря Центра Эйзенхауэра, наших помощников-студентов Мариссы Ахмед, Марии Андары Ромен, Трейси Хернандес, Джерри Бланды, Скотта Пиблса, Пегги Айхем, Йогена Шуклы и Елены Мариной, аспирантов Джерри Страхана, Ольги Ивановой и Понтера Бро, наших нештатных добровольцев - полковника Джеймса Мулиса, Марка Сванго, С. У. Анангста, Джона Даниэля, Джо Флинна, Джона Нискоча, Джо Молисо-на, Стефени Амброз Таббс и Эди Амброз. Все они работают без устали, хотя многим из них платят мало или не платят совсем. Без них невозможно само существование Центра Эйзенхауэра и не было бы многих интервью с ветеранами. Студентам пришлось поломать голову над названиями французских деревень и городков (так, как их произносили американские «джи-айз»). Но они преуспели и выиграли это сражение. Я перед ними в большом долгу.

Центр Эйзенхауэра намерен продолжить сбор воспоминаний ветеранов, военных писем и других свидетельств от представителей всех родов войск и всех стран мира до тех пор, пока живы участники дня «Д». Мы просим ветеранов обращаться к нам в Университет Нового Орлеана, Новый Орлеан, штат Луизиана, 70148, за инструкциями о том, как составлять свои мемуары.

В 1979 г. мой ближайший друг, доктор Гордон Мюллер, побудил меня возглавить турне по местам сражений «От дня „Д“ до Рейна: по следам Айка». Мистер Питер Маклин, компания «Питер Маклин, лтд» в Новом Орлеане, организовал поездку. Мистер Ричард Саламан из Лондона стал нашим гидом. Это было потрясающее путешествие. К нам присоединились более двадцати ветеранов - от генералов до рядовых, которые поделились со мной живейшими воспоминаниями о дне «Д». Мы восемь раз совершили это турне. Мне доставляло большое удовольствие работать с Маклином и Саламаном. Они помогли мне больше узнать и лучше понять события дня «Д», как и многие другие энтузиасты, ученые, писатели, документалисты и, конечно, ветераны. К сожалению, невозможно их всех перечислить.

В течение 6 июня в районе северо-западнее и севернее города ЯССЫ наши войска успешно отбили все атаки пехоты и танков противника. За 5 июня в этом районе подбито и уничтожено 49 немецких танков и сбито 42 самолёта. На других участках фронта - без перемен.

За 5 июня на всех фронтах в воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 48 самолётов противника.

Массированный налёт нашей авиации на железнодорожный узел и военные объекты города Яссы

В ночь на 6 июня наша авиация дальнего действия произвела массированный налёт на железнодорожный узел и военные объекты города Яссы (Румыния). В результате бомбардировки возникло до 90 очагов пожара. Горели железнодорожные составы, станционные здания и военные склады противника. Пожары сопровождались сильными взрывами. Пулемётно-пушечным огнем обстреляно и подожжено несколько эшелонов на ближайших к городу Яссы железнодорожных станциях. Пламя пожаров наши летчики наблюдали при уходе от цели с расстояния более 100 километров.

Все наши самолеты вернулись на свои базы.

Северо-западнее и севернее города Яссы наши войска продолжали вести бои с противником. Немцы, понёсшие за последние дни большие потеря, сегодня ввели в бой сравнительно меньшие силы танков и пехоты. Советские части успешно отбили все атаки гитлеровцев. Ожесточённый бой произошёл лишь на участке, который обороняет Н-ское соединение. В течение дня немцы в этом районе дважды переходили в атаку, но не добились никаких результатов. Перед нашими позициями осталось несколько подбитых немецких, танков и бронетранспортёров и до 300 вражеских трупов.

Северо-западнее города Тирасполь тридцать семь снайперов Н-ской части за последние пять дней истребили 158 немцев. Снайпер т. Никулин убил 13 немецких солдат, снайпер т. Лапин - 8, снайпер т. Рябушенко - 7, снайпер т. Климентьев уничтожил 5 немцев.

Северо-западнее города Витебск разведывательный отряд под командование капитана Герасименко рано утром ворвался в расположение противника. Советские бойцы взорвали три землянки, уничтожили 20 гитлеровцев и, захватив 6 пленных, вернулись в свою часть.

Авиацией Краснознамённого Балтийского флота в ночь на 5 июня потоплены в Балтийском море три немецких транспорта общим водоизмещением в 11 тысяч тонн.

35 немецких самолётов вчера пытались произвести налёт на один из наших военных объектов в Финском заливе. Самолёты противника были встречены истребителями части подполковника Корешкова. В ожесточённых воздушных боях лётчики-балтийцы сбили 20 немецких самолётов. Ни один вражеский самолёт не был допущен к цели. В воздушных боях особенно отличились лётчики: старший лейтенант Черненко, старший лейтенант Камышников, лейтенант Жучков я лейтенант Шестопалов.

Партизаны отряда, действующего в Минской области, узнали, что в одном населённом пункте немцы грабят мирных жителей. Советские патриоты устроили засаду и напали на гитлеровцев, возвращавшихся с разбойничьего набега. Партизаны убили 69 немецких солдат и офицеров и захватили в плен двух унтер-офицеров. Имущество, награбленное гитлеровцами у советских граждан, возвращено населению. Партизаны отряда имени Щорса пустили под откос воинский эшелон противника. Разбиты паровоз и 10 вагонов. Убито и ранено до 200 немецких солдат и офицеров.

Пленный командир 3 роты 12 полка 15 румынской пехотной дивизии капитан Николай Александреску рассказал: «Осенью 1941 года наша дивизия была разбита под Одессой. Её остатки были отведены в тыл на переформирование. Примерно через год дивизию перебросили в район Клетской, где она за два месяца потеряла 12 тысяч человек. Дивизия в третий раз была заново сформирована и опять направлена на фронт. Дивизией командует бригадный генерал Штефан Бардан. При штабе дивизии находятся немецкий майор Вендт, его помощник обер-лейтенант Грезе и несколько немецких писарей. Немец Вендт - фактический хозяин. Он бесцеремонно отменяет приказы командира дивизии и делает всё по своему усмотрению. Румынские солдаты не хотят воевать за Гитлера. В этом я ещё раз убедился в последнем бою. Небольшая группа русских солдат на трёх лодках незаметно переправилась через реку, вышла на берег и с криками «ура» бросилась к нашим позициям. Эти позиции обороняла румынская рота, имевшая несколько станковых пулемётов. Когда наши солдаты услышали крики «ура», они сразу же разбежались. Несколькими бросками русские достигли командного пункта. Увидев, что сопротивление бесполезно, я встал и поднял руки. Вместе со мной сдались в плен лейтенант Леху, старший лейтенант Рошка и лейтенант Рыжкану».

Вернуться в дату 6 июня

Комментарии:

Форма ответа
Заголовок:
Форматирование:
просмотров